Самосознание – осознание человеком своего «Я». А что я знаю о себе, из чего состоит мое «Я»? Я – дочь, супруга, многодетная мама, друг. Все эти понятия соединяют меня с близкими и дорогими мне людьми, по отношению к которым чувствуешь любовь, уважение, ответственность. Перебирая в себе другие концепции «Я», останавливаешься еще на одной «Я – учитель».
Для многих учитель – это лишь одна из древнейших профессий, а для меня – реальность, ставшая образом жизни и поведения. Понимая, что учитель уникальный человек, отказываешь себе в некоторых жизненных глупостях, стараешься держать планку учительского «Я», характеризующегося высоким духовно-нравственным, моральным потенциалом, культурой. Неся свою миссию, учитель должен не только пробуждать тягу к знаниям у обучающихся, но и воспитывать в них такие ценностные качества, как доброта и человечность, подавая для этого правильный пример.
На одной из встреч с учителями глава нашего государства Владимир Владимирович Путин сказал: «Получить знания — это не просто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к родине — это абсолютно фундаментальные вещи и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным». Но, чтобы воспитывать, учитель – должен быть совершенным эталоном, который несет национальные и общечеловеческие ценности, духовные и нравственные идеалы и накопленный многовековой опыт.
Уинстон Черчилль, британский государственный деятель, премьер-министр Великобритании, выразил мысль о том, что «школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». Возможно, он прав в своем высказывании. Учителя играю главную роль в формировании не только знаний и навыков, но и мировоззрения. С другой стороны, чем дальше мой педагогический путь, тем сильнее начинаешь понимать, что нет никакой власти у учителя, скорее, ученики косвенно властвуют над учителями. Учитель должен создавать такую атмосферу на уроке, чтобы глаза учеников горели интересом к изучаемому материалу, чтобы они сами становились участниками познания, потому что без этого не состоится взаимодействие между ними. Согласно современной концепции образования, школьник сегодня в учебной деятельности становится ее субъектом, в результате чего на уроке возникает ситуация, в которой учитель и ученик, равноправные партнеры в совместной деятельности.
В любом случае учитель остается связующим звеном, которое соединяет современную систему образования с разом учеников. Учитель выступает в роли ювелира, создающего из неограненных камней шедевры произведения искусства. Он шаг за шагом превращает неопытных ребят в полноценных, самостоятельных, активных и творческих граждан своей страны, умеющих не только мыслить, планировать, но и добиваться поставленной цели.
Работая учителем, постоянно самосовершенствуешься. У учителя нет права «устаревать», несмотря на возраст, опыт и идеологические взгляды. Чтобы развивать обучающихся, педагог должен быть сам активным, с постоянной жаждой приобретения новых современных знаний и умений. Китайский мудрец Конфуций сказал: «Учитель и ученик растут вместе». Философия учительской деятельности такова, что мы должны меняться и расти вместе с детьми, адаптироваться к современным условиям и требованиям общества. Современный учитель должен искать, творить в содружестве с учениками, работать на высокие результаты, готовить детей к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Идя в ногу с прогрессом, мы часто сталкиваемся с новыми вопросами и задачами, которые, прежде чем нести по долгу службы, нужно рассмотреть и решить сначала самим. Об этом очень верно сказал Луций Сенека: «Уча других, мы учимся сами». Важно помнить о том, что нам всегда есть, чему учиться у детей, не только компьютерным технологиям, а, прежде всего, навыкам общения с разными по нравам, темпераменту, взглядам, интересам людьми. Важно учиться и учить простым человеческим качествам: бескорыстию, доброте, умению радоваться достижениям близких и знакомых людей. Здорово, когда, совместно решая трудные учебные задачи, вместе с ребятами радуешься, если они придут к правильному решению. Услышав похвалу в адрес своего ученика, в душе появляется гордость.
Каждый человек выбирает свой жизненный путь. Дорогу педагогической деятельности я выбрала самостоятельно, осознанно. Я – учитель! Свою миссию воспитания и обучения детей считаю бесценным благом для будущего нашей страны, которой нужны образованные, целеустремленные граждане, готовые к постоянному саморазвитию.
Единая служба спасения - 112
01 или 101 - Пожарная охрана и спасатели
02 или 102 - Полиция
03 или 103 - Скорая помощь
04 или 104 - Аварийная служба газовой сети